Где обитает красота
«Красота спасёт мир». Глубокая фраза глубокого писателя давно уже превратилась в заезженную пластинку. В свое время её крутили на всех перекрёстках, ею козыряли с претензией на духовность и ею же штамповали плакаты-календари с полуобнажёнными девицами.
Теперь она лежит в пыльном шкафу какого-нибудь филолога или критика-пенсионера. Нынче времена лазерных дисков – удобно, надёжно, практично. Красота – не актуальна. Она не выгодна, а значит – не интересна. Вся соль в том, что красота требует долгой, подчас нудной, работы, требует напряжения внутренних сил, как для созидающего, так и для воспринимающего.
Но всё течёт, всё меняется. Зачем читать серьёзные книги, если есть сериалы? Вот и погружается усталый, вечно бегущий гомо сапиенс не в мир творческих энергий, а в мир собственных или общественных иллюзий. Вместо воздуха – аэрозоль.
Иллюзия и красота – вещи несовместимые. И всё же иногда (хоть иногда!) стоит достать старую прыгающую пластинку, поставить на проигрыватель памяти и… задуматься… уловить мысль и чувство, вкраплённые в сцепления слов, в палитру красок, в гармонию звуков или в простое качание ветвей на ветру. Не нужно быть ни утончённым эстетом, ни глубокомысленным философом, ни гением-публицистом, чтобы уяснить непреходящую истину – красота спасительна.
Нет, мы не будем сегодня заниматься толкованием фраз великого Достоевского. На это есть русское и мировое литературоведение. Давайте просто остановимся, отдышимся, оглядимся вокруг, поднимем взгляд вверх, всмотримся в чью-то благородную душу - и нам откроется чудо прекрасного. Да, окружающий нас мир не просто красив. Он прекрасен!
И за этим чудесным полотном угадывается рука Художника.
И думается: если так прекрасно творение, то каков же сам Творец.
И вспоминаются строчки благодарственного акафиста:
«Господи, как хорошо гостить у тебя:
благоухающий ветер,
горы, простертые в небо,
воды как беспредельные зеркала, отражающие золото лучей и лёгкость облаков.
Вся природа таинственно шепчется, вся полна ласки,
и птицы и звери носят печать Твоей любви.
Благословенна мать-земля с её скоротекущей красотой, пробуждающей тоску по вечной отчизне, где в нетленной красоте звучит: Аллилуйя!»
Но прекрасное не рождается само собой. Оно может возникнуть только из мысли творящего – из внутреннего во внешнее. Энергии человеческого духа воплощаются в словах, красках, звуках, чтобы пробудить ответные чувства удивления, благоговения, радости, светлой печали (можно долго-долго продолжать дальше) в душе читающего, смотрящего, слушающего. Созерцание природы побуждает нас восхищаться Сотворившим её.
Есть известное выражение: «подобное познаётся подобным». Глубина человеческого сердца откроется только глубокому человеку, и любящий будет видеть всюду любовь, и добрый всюду доброе, по известному выражению святого апостола Павла:
«Для чистых всё чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть».
Очень часто нас удивляет не столько мир лежащий вокруг нас, сколько мир внутри нас – мир души. По замыслу Бога она должна пройти свой путь преображения и обрести нетленную красоту. В этом цель и смысл жизни любого рождённого под солнцем.
В Библии дан четкий прозрачный образ души – «невеста Небесного Жениха». В светлых одеждах добродетелей: смирения, терпения, мужества, доброты (список также можно долго продолжать) призвана она сиять в царских чертогах своей непорочностью, которая зиждится на вере и надежде. Венчает же всё любовь. Она же и есть истинное украшение человека. Когда-то апостол Павел воспел ей гимн:
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине;
все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».
А это значит, что красота будет вечно сиять небесным светом.
Любовь побуждала святых принимать мученическую кончину, уходить в пустыни и монастыри, надевать вериги, ухаживать за прокаженными. Путь христианского совершенства – путь стяжания любви. Пятитомный монашеский сборник трудов по аскетике отцов-подвижников называется «Добротолюбие». Название – свободный перевод с греческого «филокалия», буквально «красотолюбие» или «любовь к красоте» (для сравнения «философия» – «любовь к мудрости» или «любомудрие»).
Но сейчас у людей весьма странные понятия о любви и красоте. Мы теперь учимся «заниматься любовью» и постигать «прекрасное» через черный квадрат Малевича. Погоня за экстравагантностью превращает культуру в кусок пенопласта, бессмысленно болтающегося на воде жизни. Нет глубины. Есть иллюзорность с претензией на…
Кропотливость труда сменила мобильность свободы творчества, свободы отношений. Два-три взмаха кистью, два-три аккорда, двадцать три постельных сцены и т.д., а потом «оставайтесь с нами после короткой (?) рекламы». И тогда задаёшь себе вопрос: «А где красота?» и «Хочет ли мир спасения?».
Но в этом мире живут дети, которые тоже отучаются (или отлучаются) от красоты, и приучаются к бубуль-гуму сладко-розовому, приторно-телевизионному. В этой работе челюстями
рассыпается детство, разменивается на мониторы и «сотики».
Греческий святитель Иоанн Златоуст (так названный за свои пламенные проповеди) поучал ещё в четвёртом веке: воспитывать ребёнка – это значит строить новый город. Представляете, не банальное – дерево, сын, дом, а долгая, серьёзная стройка площадей, кварталов, улиц, если хотите, фонтанов. Это и есть Город Детства! И в нем обитает Красота! И этим всё сказано.
А ещё этот город вечный, потому что строит его человек-творец вместе с Творцом-Богом. К этому мы призваны. Но вот, решимся ли? Ответ за нами.
О. Виктор ТЕПЛИЦКИЙ
Просмотров: 4478