История букв
Естественно, что история письменности строится на предположениях, догадках и артефактах, и с точностью нельзя сказать, что было именно так, а не иначе. Тем не менее, можно выделить основные вехи в истории букв.
В качестве разминочки мы попытались определиться что такое «звук», «буква», «гласная», «согласная», «речевой звук», «неречевой звук»…
Саму историю букв мы начали с наскальной живописи и с вопроса: «Первыми появились художники, или писатели?» Даже судя по развитию маленького ребёнка можно предположить, что сначала были художники. Ведь и дети сначала научаются рисовать, а потом уже только писать.
Порадовали ответы на вопрос: «Чем же мог писать древний человек?» Я-то думала, что будет только уголь, но дети мгновенно набросали кучу вариантов: соком травы, грязью, горелой палкой и даже… кровью! Кровью мы, конечно, не стали рисовать, но угольком пиктограммы рисовать попробовали. Потом пытались общими усилиями разгадать послания. И убедились, что по рисунку не всегда можно догадаться, о чём хотел сказать автор. Шокировала Уля, которая изобразила процесс изготовления кирпичей древними людьми.
Далее мы говорили о ПЕТРОГЛИФАХ – высеченных изображениях на камнях (петрос - камень, глифе - резьба). И пробовали рисовать петроглифы на специальных заготовках. Делали их так: акварельную бумагу толстым слоем закрасили оранжевыми, жёлтыми, коричневыми восковыми мелками, затем закрасили толстым слоем чёрной туши. Потом выцарапывали зубочистками «петроглифы». А вообще-то это называется гравюра.
Далее. Чтобы рисунок стал настоящим письмом, нужно, чтобы он превратился в ЗНАК. Мы поупражнялись в искусстве знакового письма. До сих пор мы во многих случаях пользуемся знаками. Знаковым письмом пользовались шумеры, скифы, персы, египтяне. Простые рисунки, обозначающие целое слово или даже понятие, называются ЛОГОГРАММАМИ (логос – слово, грамма – знак) или ИДЕАГРАММАМИ.
До сих пор существуют языки, в которых используются словесное письмо. О чём и рассказал папа Ваня. А у меня были заготовлены ребусы, которые, видимо, остались на следующий раз:
Потом к нам приплыл финикийский корабль. Предполагают, что именно финикийцы изобрели письмо, в котором есть знаки для отдельных звуков. В их алфавите было 22 согласных буквознака. Каково это - читать одни согласные - рассказывала мама Ксения. Кроме всего прочего, финикийцы ещё и писали слова справа налево. Ксения устроила детям взрыв мозга стихотворениями Агнии Барто, лишенными гласных букв. Это было супер! Какая же была радость, когда они всё-таки догадались, что за тексты перед ними.
Около 800 года до нашей эры финикийское письмо стали использовать греки. Знаки для гласных букв – главное изобретение греческих лингвистов. У греков алфавит позаимствовали копты и этруски, у этрусков – римляне. На этом мы оставили историю заграничных алфавитов и перешли к истории нашей азбуки.
Мама Оля рассказала о том, что до изобретения глаголицы славяне пользовались «чертами» и «резами». Древние славяне пробовали также записывать слова своего языка латинскими и греческими буквами, но это было неудобно, так как язык наш очень богат на слова, эпитеты и образы. Христианство должно было быть проповедано всем, независимо от того на каком языке говорит человек и где он живёт. Так решили отцы церкви и начали работу по переводу Библии на языки других народов. Константину Философу (св. Кириллу) и его брату Мефодию было поручено создать славянское письмо и перевести богослужебные книги на славянский язык. Константин Философ провёл огромную работу по звуковому анализу слов славянского языка. Он включил в славянский алфавит все фонемы-звуки, сильно отличающиеся от греческого. Также с нуля были созданы рисунки (графемы) для всех букв. Эту первую, оригинальную, образную, не похожую на другие алфавиты азбуку называют ГЛАГОЛИЦЕЙ.
После смерти Кирилла глаголица была запрещена, поскольку в церковных кругах посчитали, что письмо, созданное гением одного человека, недостойно существования. Книги безжалостно уничтожали. Мефодию с учениками пришлось бежать в другую страну. Там они изменили рисунки букв, взяв за основу буквы греческого и отчасти еврейского и коптского алфавитов. Именно этот алфавит в память гениального лингвиста Кирилла мы называем КИРИЛЛИЦЕЙ. Кириллицу с изменением переняли для своих языков и другие народы. Буквы кириллицы уникальны, и каждая несёт за собой базовые образы.
Мы об этом не говорили и тем более не обсуждали это с детьми, но сейчас существует такое явление, как неоязычество. Неоязычники добили кириллицу до квадрата в 49 буквиц (7*7) и назвали всё это матрицей. Образность кириллицы очень привлекательна. Это благодатный материал для выдвижения разных теорий. Одно из утверждений неоязычников говорит о том, что у славян была своя азбука, а Кирилл и Мефодий всего лишь убрали из неё некоторые образы. И в качестве своей матрицы они приводят такую таблицу. Но, если рассуждать логически, то имей славяне азбуку до Кирилла и Мефодия, то она бы походила графически на глаголицу. Как думаете? Эта информация, конечно, не для детей, но самим интересно поразмышлять над этим вопросом. Мы посмотрели фильм «Код Кирилла. Рождение цивиллизации», который был создан ко Дню славянской письменности и культуры. http://russia.tv/brand/show/brand_id/43887/
Дальше мама Катя рассказывала о БУКВИЦАХ. Буквицы – это неимоверно красивые заглавные буквы, щедро украшенные причудливыми рисунками. И под её чутким руководством дети создавали свои буквицы. Сначала нужно был нарисовать графему (скелет буквы, основу), а потом художественно «обыграть» её. Жаль, что не удалось запечатлеть конечные варианты. Очень-очень прошу вас сфотографировать эти шедевры и выслать мне на почту, либо поместить в этой теме.
К сожалению, кириллица за свою историю подвергалась различным реформам. Некоторые буквы-образы были стёрты, как ненужные элементы. Остались они, пожалуй, только в православных церковных текстах.
То, что дошло до нас, выглядит вот так. Да и то сегодня уже не так. Пропала красота, элегантность, романтизм. Ушла душа. Остались калеки, которыми предлагают в сегодняшних прописях пользоваться нашим детям. Скоро и эти калеки уйдут в небытие и останутся только крестики и галочки в тестах. Я за то, чтобы сохранить хотя-бы эти красивые завиточки, элегантные линии, завораживающие формы, поэтому мы с ребятишками занимаемся каллиграфией. Пишем пером и чернилами. Берём в качестве образца старые прописи, красивые шрифты. Что из этого получится не знаю. Пока что мало что получается. Поживём - увидим.
Мама Ира и компания :)
Просмотров: 3672