Мысли на сегодня о методиках Зайцева
В январе 2016 года я побывала на курсах Николая Александровича Зайцева. Многие знакомые недоумевали: для чего еду - столько лет работаю по методикам и так всё знаю! Якобы...
Последний раз мне случилось побывать на курсах Н. Зайцева 8 лет назад, и тогда от курсов был невероятный эффект. Все 5 часов обратного полёта мы с коллегой обсуждали планы на будущее - как мы всё переустроим и переделаем. Силы того толчка хватило на 8 лет. За это время подрос сын, открыт семейный клуб, выбран путь альтернативного образования, и десятки учеников, многие из которых выбрали своей будущей профессией педагогику, английский язык, развивают своих маленьких деток по методикам Н. Зайцева.
Время идёт... На какой эффект я рассчитывала в этот раз? Попробую лаконично описать те мысли, которые приходят в голову уже дома. Причём, хочу сразу заметить, что эти размышления вовсе не означают, что Николай Александрович напрямую говорил об этом. У его выступлений и манеры повествования есть такая особенность: 3-5 фраз, настолько метких и ясных, обладают невероятной инерцией. Просыпается мысль, которая ошеломляет, почти сбивает с ног и... побуждает действовать. Так было 8 лет назад и так случилось сейчас.
Первое, что потрясло, я думаю, всех, кто присутствовал на курсах в этот раз – это жизненная энергия Николая Александровича. 6 дней по 6 часов работы. В 76 лет. С небольшими перерывами и час на обед. Бодро. Метко. Содержательно. Спокойная и размеренная манера ведения. Но в какой-то момент я стала понимать, что за словами и фразами, как массовая сцена в театре, разворачивается глобальная панорама происходящего.
В этот раз я узнала на курсах не о том, как петь кубики или писать слова по таблицам, и даже не о кризисе образования... Я вдруг осознала, что образовательный кризис – это лишь следствие.
Когда беседуешь с Николаем Александровичем, слушаешь его курсы, то в ужас приходишь от того, как мы все... обмельчали и обнищали по сравнению с нашими предками. Как непростительно предали и забыли всё: наши корни, культуру, национальное достояние, потеряли мышление, богатство внутреннего мира и в целом человеческое достоинство. Ленивые умы, ленивые пассивные тела, безволие...
Я наблюдала за тем, как Николай Александрович проводит эхо-чтение, как преображается аудитория... На третий день слушатели курсов аплодировали после каждого нового пособия. Уверена, такая же картина разворачивалась и на всех предыдущих курсах.
Наша беда в том, что большинство из нас видят в методиках Зайцева только лишь дидактические инструменты для обучения детей. И в этой проекции «Кубики Зайцева» мало чем отличаются от школьного букваря – и то, и другое имеет конечную цель обучить ребёнка чтению. Но мало кто видит подводную часть айсберга: какая истина на самом деле кроется не в кубиках и таблицах, а во всей педагогической философии Николая Александровича.
Наша цивилизация пришла на всё готовенькое. Наши гениальные предки (не только русские, в целом глобально) на своих костях построили нам жизнь: открыли все законы, подчинили природу, сделали жизненно важные изобретения. Мы сыты, одеты, обуты, и мы... уснули как вид. Потребительское отношение к миру нас уничтожило. Да не Путин виноват в развале образования и не Хрущев, Ельцин, Горбачёв или кому там ещё вменяют это в вину. Закономерный процесс: общество сытых потребителей не способно мыслить. Отсюда наша гибнущая наука, бесплодная дурная педагогика, никудышные и никчемные методики, и как следствие - кризис образования.
Мы потеряли интуицию. Не знал Лев Толстой основ нейрофизиологии, а какую азбуку оставил! Интуитивно чувствовал детей! А у нас интуиции нет. В обществе дурные и дикие обычаи. Если не предпримем что-то - потеряем мы детей и цивилизация наша затухнет.
Но понимание ситуации отнюдь не повергло меня в депрессию. Потому что в методиках Зайцева есть путь к выходу из сложившегося катастрофического положения. Спасение-то есть! И держится оно на трёх китах: родной язык, математика и великая литература.
На начальном этапе научить детей читать, считать и писать. Скорее, не размазывая во времени. Потому что чтение, счет и письмо - это просто важные и нужные инструменты для жизни. И это не цель! А всего лишь переходный этап. К чему? К взрослению, развитию, нравственной зрелости и осознанному отношению к действительности. Скорее, скорее... Но не к ЕГЭ, не к этим безумным тестам и не к школьной программе. А в великую литературу, к классикам, научиться понимать и видеть жизнь, научиться чувствовать, думать, мыслить, анализировать. Скорее в большую математику - развиваем одно полушарие. И языковое мышление - другое полушарие. Без этого не будет гармонии, не будет совершенного человека.
Нация теряет язык: теряем корневое - морфологию и синтаксис, так как филологическое образование в стране рухнуло. Школа и даже ВУЗы дают почти 100% брак. Беда даже не только в том, что мы пишем безграмотно - мы не можем выражать свои мысли! А мышление и речь очень тесно связаны. Нет мысли - нет речи и... наоборот...
Мы теряем свои истоки, культуру. Глобально... Где-то бьют отдельные роднички, которые не дадут нашему обществу окончательно впасть в забытьё, но действительной картины происходящего они не меняют. О каком воспитании и образовании мы можем говорить? Чего мы можем желать и требовать от наших детей? Ведь, как ни старайся, дети всё равно будут похожи на нас. Значит, нам нужно меняться самим...
Депрессия и отчаяние ещё никого не выручили, не спасли и, тем более, не сделали счастливым. И не это есть цель Николая Александровича, но побудить нас к действию. Шаги и этапы построения нового образования, нового способа мышления просты и очевидны.
Отказаться от всего дурного и пошлого: от безвкусной современной эстрадной музыки, от дешёвого наполовину зарубежного телевидения и кинематографа, от пустой деградирующей педагогики, а главное – от потребительского отношения, гласящего, что государство, школа, детский сад, учителя и воспитатели, завучи и директора школ мне должны и обязаны. И не только мне, но и моему ребёнку.
Николай Александрович учит нас всё брать в свои руки, задать себе вопрос о том, что я могу сделать для того, чтобы изменить ситуацию? Этот вопрос он задал себе несколько десятков лет назад, когда решил посвятить всю свою жизнь созданию уникальных пособий. Этот вопрос он задаёт сегодня и нам. Н.А. Зайцев помогает нам окончательно определиться со своей точкой зрения и учит отстаивать её в борьбе с государственной бюрократической системой. И те, кто прислушался, обрели заветную свободу и способность развиваться и творить вместе со своими маленькими подопечными.
Дальше, как говорится, дело техники. Созданы и прекрасно изданы великолепные пособия. До мельчайших подробностей продуманы виды и способы работы. Добавим соответствующую развивающую среду. Принцип прост - ребёнка должно окружать всё великое и гениальное: выдающиеся книги, картины, музыка. Никакой синтетики, подделок и компромиссов. Бескомпромиссны методики Н. Зайцева. Бескомпромиссен сам Н. Зайцев.
Перевоспитанные Н. Зайцевым взрослые начинают искать в этой жизни другое. У них появляются другие мысли, другие цели, формируется другое сознание. Они погружаются в другую культуру, которую начинают возрождать и поддерживать и неизбежно транслировать своим детям.
На курсах присутствовали молодые ребята, которые, представляясь аудитории, начали со слов: «Меня саму (самого) обучали по «Кубикам Зайцева», и теперь я решил(а)...»
Да мы с вами не об инновационных технологиях речь ведём, а о преемственности поколений!
Как изменится моя дальнейшая деятельность после этих курсов? Хочется ещё сильнее раздвинуть локтями всё, что мешает, убрать все лишнее, ненужное. Ещё меньше компромиссов и попыток договориться с окружающей действительностью. Догма? Возможно, даже и так.
На сколько лет хватит инерции с этих курсов? Время покажет... А пока, вдохновлённая Николаем Александровичем, решила расправить крылышки и возобновить свою семинарскую деятельность. Есть что рассказать и чем поделиться... Обдумываю программу и в путь!
Виктория КУЗНЕЦОВА
Просмотров: 1957