Красноярская Мариинская гимназия - интервью с директором
Красноярский кадетский корпус и Красноярская женская Мариинская гимназия находятся в одном здании. В первой половине дня обучение кадетов и гимназисток проходит раздельно, во второй – они посещают одни и те же кружки, спортивные секции, общаются, занимаются творчеством. Недавно на нашем сайте было размещено интервью с «отцом» кадетов о буднях и традициях этого учебного заведения. Сейчас речь пойдет о жизни гимназисток. Наш собеседник – директор Красноярской женской Мариинской гимназии Светлана Ивановна Ромащенко.
- Светлана Ивановна, одной из целей создания Красноярской гимназии-интерната является реализация проекта – воспитание Образа Современной Российской Женщины. Что вы вкладываете в понятие этого образа?
- Мариинская женская гимназия – это образовательное учреждение для девочек, имеющих разный уровень социального и индивидуального развития. Главным образом, оно ориентировано на становление благовоспитанной образованной деловой женщины, духовно-нравственной, добросердечной любящей матери, жены и друга в семье, умелой хозяйки и хранительницы домашнего очага. Совокупность всех этих качеств и определяет образ Современной Российской женщины. И образование, которое она получает, помогает ей выстраивать карьеру.
- Есть такое мнение, что девочки, получающие образование и профессию, уже не так стремятся к созданию своей семьи. Так нужно ли тогда женщине образование?
- Конечно. К сожалению, в нашей стране недостаточно мужчин, способных к созданию полноценных семейных отношений, способных содержать семью. Дай Бог, чтобы на ее пути встретился настоящий мужчина, и они бы вместе решали, как им жить. Но где-то она должна рассчитывать и на себя. Поэтому девочка – будущая женщина – должна получить хорошее образование, чтобы быть готовой к выстраиванию собственной судьбы. Но материнское начало, ценность материнства – прежде всего. Наши воспитанницы это понимают, я никогда не слышала от них другого мнения. Все они мечтают о том, что у них будет семья, дети. Надеюсь, никто из наших воспитанниц никогда не подумает о том, чтобы отдать ребенка в детдом или оставить в роддоме.
- Расскажите, как проходит реализация данного общегимназического проекта? На что делается главный упор в обучении?
- Во-первых, гимназия предполагает повышенное внимание к гуманитарным наукам. Конечно, государственная система требует качественного подхода к образованию по всем предметам. Но у нас есть как социально-гуманитарные классы, так и универсальные, где все точные науки преподаются в том же объеме, как и везде. Есть такое понятие: гимназический компонент. Сюда мы включаем, например, информатику, второй иностранный язык. Во-вторых, мы пытаемся понять, как в современном мире выстраивать свою жизнь, чтобы быть и там успешной, и не забыть ценность материнства. Девочки понимают, что они – будущие хранительницы домашнего очага. Сейчас, к сожалению, во многих школах отменили уроки труда, у нас они остались. Наши девочки прекрасно умеют готовить, при отсутствии средств могут сами себя одеть, сшить себе одежду. Помогает в этом и система дополнительного образования, позволяющая раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. Воспитанницы учатся вышивать, петь, играть на различных музыкальных инструментах. Они все прекрасно танцуют, занимаются вокалом.
В-третьих, в первой половине дня мы отводим 10% времени на так называемый «женский вопрос». Т.е. это изучение историй, образа жизни известных женщин. Вторая половина дня – это время, посвященное маме, бабушке. Девочки проводят различные акции, бывают в детских домах. И не просто смотрят, а стараются окружить брошенных детей заботой, дарят им подарки, вещи. Их никто не заставляет, это их собственная инициатива. Они бывают в доме ребенка, доме инвалида, т.е. там, где проживают брошенные своими детьми старики-инвалиды, например, в Солнечном. Смотрят на то, как нельзя и как надо.
- В гимназии, кроме основных предметов, есть еще дополнительные занятия?
- Да, дополнительно мы изучаем два иностранных языка: французский, немецкий или английский. Введены в учебную программу уроки мировой художественной культуры, этика, психология и основы семейной жизни, и очень важный предмет – основы православной культуры. Что очень важно, это не религиозно-направленный предмет, а больше культурологический. Дети знакомятся с культурой Руси, но через православие. Проходит он на факультативной основе, т.е. обязательным не является, потому что девочки бывают из семей разной конфессиональной принадлежности. Но большинство детей ходят. Когда ребенок только поступает в гимназию, родители пишут заявление с просьбой принять дочь на эти занятия – это для того, чтобы не нарушить закона об образовании. А по достижении 14-летнего возраста гимназистка уже сама определяет отношение к этому предмету – изучать или нет. Но, как правило, они все с удовольствием продолжают ходить. Ведь православные традиции как раз учат и прививают те же ценности, что и у нас. В каждом классе есть свой иконостас, есть у нас своя домовая церковь на 2 этаже. В дни церковных праздников они могут зайти туда, поставить свечки, помолиться. Здесь же проходит обряд крещения, если воспитанницы хотят покреститься. Кроме того, 10 ноября мы празднуем день нашей святой – Параскевы Пятницы. В эти дни к нам приходят воспитанники кадетского корпуса, родители, преподаватели – получается большая праздничная служба, которую ведет сам владыка Антоний. Потом владыка общается с воспитанницами – он очень интересный собеседник: много рассказывает, отвечает на вопросы.
- Светлана Ивановна, в Мариинской гимназии и Кадетском корпусе используется система раздельного обучения мальчиков и девочек. Почему была выбрана именно такая форма обучения? Как это выглядит на практике?
- Да, образование в наших учреждениях построено таким образом, что при обучении девочек учитывается специфика подхода к ней как к будущей женщине, у кадетов все направлено на воспитание настоящего мужчины. У нас есть замечательная возможность выстраивать процесс так, что в первой половине дня они учатся раздельно, получая образование, а во второй – проводят уже совместную творческую деятельность. Это происходит через центр дополнительного образования (ЦДО), который находится у нас здесь же, на первом этаже. И получается, что школа у нас раздельная, где на занятиях реализуется гендерный подход, то есть учитываются психологические моменты - как девочки и мальчики усваивают урок, а по окончании занятий они учатся между собой общаться, дружить, посещать творческие кружки, объединения, спортивные секции. Кстати, когда мы спросили наших гимназисток, где им лучше учиться, они ответили, что им больше нравится учиться раздельно, поскольку они не комплексуют, их успешность в учебе не оценивают кадеты. Т.е. они не боятся в процессе обучения показаться неуспешными в глазах мальчиков.
Конечно, школы не могут быть полностью раздельными, т.к. у детей не будет общения между собой и многие вопросы могут выпадать в плане взаимодействия. А при нашей схеме образования учитываются эти моменты. Но времени для непосредственного общения между нашими учениками не очень много, поскольку кадеты, хоть и живут здесь постоянно, но очень загружены, а большинство девочек после 17.30 часов уходят домой. Постоянно в интернате проживают около 50 воспитанниц – это девочки, которые приехали к нам из разных районов края, или девочки-сироты.
- А не лучше было бы девочкам проживать постоянно в гимназии, как кадетам?
- Нет, на наш взгляд, девочка должна жить в семье для того, чтобы приобретать опыт женской любви, материнской любви. Тем детям, которые с пятого класса начинают жить у нас, очень часто этого не достает. В семье они учатся, как построить взаимоотношения между членами семьи. У нас сейчас гимназия не приспособлена полностью для полноценного постоянного проживания. Есть, конечно, своя кухня, где они учатся готовить, есть у нас уроки шитья-вышивания. Но это все-таки не то. Дома с мамочкой они научатся гораздо большему: даже просто согревать друг друга теплом, чтобы потом это тепло нести уже в свои будущие семьи.
- Скажите, есть ли для детей из неблагополучных семей и детей-сирот приоритет при поступлении в гимназию? Учатся они на одном уровне с другими детьми?
- Мы прошли разные этапы развития, в том числе и разные походы к набору детей. Некоторые считали, что кадетские корпуса и гимназии созданы только для того, чтобы здесь учились дети только из социально-незащищенных семей. Но это мнение, слава Богу, поменялось. Сейчас мы предоставляем каждому ребенку право выбрать такую форму образования. Т.е. мы не нарушаем закон об образовании, любого ребенка мы допускаем до экзаменов, но при равных количествах баллов за экзамен преимущество, конечно, имеет ребенок из неблагополучной семьи. Мы пытались сотрудничать с детскими приютами. Но дети-сироты у нас достаточно сложно приживаются. Были у нас две девочки из детского приюта «Росток». Одна у нас продолжает успешно обучаться, а вторая, к сожалению, нет, наши условия были для нее неприемлемы, т.е. она была готова к совершенно другой жизни. Гимназия готова помогать и таким детям, если они сами этого хотят. Главное, чтобы у ребенка было желание учиться. Если он хочет изменить свою жизнь, то, конечно, мы ему всячески помогаем в этом.
- Какое отношение в Мариинской гимназии к курению, к алкоголю?
- К сожалению, замечаем такое явление. Потому что за пределами гимназии на ребенка оказывает влияние и общество, и улица, и СМИ, где сигарета – чуть ли не показатель современного успешного человека. Но здесь – принимаем кардинальные меры, сразу пресекаем и предоставляем выбор: либо продолжает обучаться в гимназии, либо идет каким-то другим путем. Девочки даже приходят из семей, где курят, но мы им объясняем, что она, в первую очередь, будущая мать, и что мы такое не приветствуем.
- А родители вам помогают в обучении своих детей? Есть ли с ними какое-то взаимодействие?
- Родители делятся, как и везде, на 2 категории. Одни хотят сотрудничать с гимназией, участвовать совместно в жизнедеятельности своего ребенка. А вторые живут по принципу: вот мы отдали вам ребенка – учите. К нашей радости, есть такие родители, которые стараются как-то помочь нам, чтобы улучшить жизнь своего ребенка и всей гимназии. У нас есть орган такого общественного управления – называется «Серебряный аист», - куда входят и дети, и заинтересованные родители, и педагоги. Мы с ними разрабатываем программу развития, различные правовые акты. Они помогают улучшать условия по безопасности, по освещению, по питанию, ну и привлекают для этого дополнительные средства, следят за их распределением.
- Они у вас спрашивают совета, как воспитывать своего ребенка?
- Да, обычно мы с ними садимся и вместе обдумываем, обсуждаем вопросы по воспитанию, какие должны быть требования, на что обращать внимание, на что не надо (в зависимости от возраста ребенка), проводим различные ролевые игры в рамках процесса обучения.
- У вас есть какая-то единая форма одежды, правила в отношении макияжа?
- Форма гимназистки – это синий пиджачок, клетчатый жилет и брюки либо юбка. Брюки или юбка – это они выбирают по желанию, по настроению. У нас с течением времени фасоны и цвета формы менялись. Все фасоны мы с девочками разрабатываем, не отстаем от моды. Они всегда что-то предлагают, мы рассматриваем, обсуждаем, в процессе создания вносятся коррективы. Но если у нас какое-то торжественное собрание, то мы выбираем единый стиль. В отношении макияжа – более строгий подход. В старших классах разрешаем только скромный макияж. Но девочки есть девочки. Растут, им хочется привлечь внимание мальчиков. Что поделаешь? Запрещаем только яркий раскрас.
- Отдельного внимания заслуживают традиции Мариинской гимназии, например, по проведению праздников. Наверное, для ваших гимназисток каждый праздник занимает не менее важное место, чем само обучение?
- У нас таких традиций несколько. Это не только праздники: ежегодные новогодние и выпускные балы, День гимназии, День учителя, 8 Марта, 23 Февраля, бал «Мариинское очарование», но и «День святой Параскевы Пятницы» - покровительницы гимназии, и ежегодный конкурс «Мой класс – самый лучший», и, наверное, самый торжественный и долгожданный праздник для пятиклашек – «Посвящение в гимназистки». Если говорить о балах, например, о «Мариинском очаровании», который проводится в конце года, то готовятся к нему заранее, с сентября. Праздник очень разноплановый, работает хореограф, вокальный кружок, другие кружки. У нас целое отделение посвящено показу мод, где участвуют воспитанницы со своими изделиями. Все готовятся к концерту, где они показывают то, чему научились за год. Особое внимание заслуживает сам бал. Уроки хореографии у девочек и мальчиков проходят раздельно, а потом проводят сводные репетиции. И любой бал открывается полонезом. Причем дети его очень любят. Был период, когда мы решили отказаться от него, т.е. провести не бал, а просто новогодний праздник. И дети очень сильно расстроились. Они с первого сентября шьют себе платья, если уже есть навык, или покупают.
Наши воспитанницы-старшеклассницы уже участвуют в губернаторском бале. Их и отбирают, поскольку они уже умеют правильно двигаться, танцевать. Кроме самого бала, там проводятся различные площадки, где участвуют наши девочки. В прошлом году наши воспитанницы 8 класса организовали там площадку, связанную с этикетом.
Сайт Красноярской Мариинской гимназии: http://www.kmariinka.ru
Светлана Ивановна РОМАЩЕНКО:
«Все мы знаем, что Бог почтил женщину многими талантами, но главный из них - любящее сердце. Поэтому мы стремимся к тому, чтобы воспитанницы нашей гимназии не только получали хорошее образование, но и находили бы здесь свой собственный путь к духовным ценностям, открывали для себя чувство любви и долга, приобщились к делам милосердия и сострадания, находили бы свое призвание в совершении добрых дел. Мы верим, что именно Женщина способна нести в этот мир спокойствие, благоразумие и Любовь, именно Женщина способна сделать жизнь на земле по-матерински счастливой. Мы гордимся, что живем в нашем замечательном Красноярском крае, вносим свой вклад в его развитие, мы гордимся своей Родиной, у которой такое прекрасное и великое имя - Россия!!!»
Ирина КАЗАРИНА
специально для "Ярмамы"
Просмотров: 14149