Конфликт с учителем: победителей нет
В одной из школ Красноярска на уроке первоклассник захотел в туалет. Учительница была строгая, очень не любила, когда дети вмешиваются в учебный процесс с «непрофильными» просьбами. Уже позднее она говорила, что ребенок должен был тихо и незаметно выйти из класса, не отпрашиваясь вслух, и будто бы она предупреждала детей об этом. Правда, теперь, когда конфликт случился, уже не выяснишь, слышал это ребенок или нет – после таких переживаний вряд ли он это вспомнит. Так вот, первоклассник терпел-терпел и не дотерпел…
***
Естественно, мама ребенка была в шоке. На первый взгляд это выглядело именно так – учительница-тиран довела ребенка до стресса, обернувшегося публичным. Посчитав, что с таким педагогом разговаривать не имеет смысла, мама сразу же позвонила в районо, задав конфликту высокий градус. Это обернулось проверками и разборками, плюс некоторые родители из класса, вполне довольные учительницей, ополчились против мятежной родительницы.
В конфликт стали вовлекаться все новые и новые люди. Уже потом мама ребенка пришла к выводу, что действовать надо было иначе, и начинать следовало не с районной, а со школьной администрации, но она… этого не знала. Не знала, что обратиться с жалобой на учителя можно и нужно именно к директору или завучу начальной школы. В итоге мальчика перевели в другую школу, доставив ему этим дополнительную психологическую травму.
Думается, что ситуация могла бы разрешиться гораздо менее травматичным для всех ее участников образом. Каким? Обнаружив своего ребенка в столь плачевном состоянии, мама должна была, прежде всего, успокоить его и отвести домой, подтвердив, что это может случиться с каждым. И ни в коем случае не начинать конфликт с учителем при ребенке и одноклассниках. Ну и разговор с учителем тоже должен был происходить один на один. Ни в коем случае не на повышенных тонах. Такой тон всегда отключает логику и побуждает только защищаться. Обеим участницам разговора надо было донести друг до друга мысль, что этот ребенок – их общее дело. Что им всем вместе предстоит жить и общаться еще 4 года, поэтому искать путь к примирению надо здесь и сейчас.
Но, к сожалению, у нас и родители, и учителя, не любят признавать свои ошибки. И только после разговора с учителем, не удовлетворившись им, мама должна была обратиться к школьной администрации.
Может быть, ей казалось, что правды она здесь не добьется? В итоге пострадавшими оказались все: в первую очередь ребенок, которому такая шумиха вокруг его поступка не принесла ничего, кроме моральных страданий; мама, которая страдала потому, что страдал ее ребенок; учительница, в профессиональной пригодности которой усомнились; администрация школы, от которой потребовала ответа районная администрации,я и первоклассники, преподавать которым расстроенная учительница с прежним качеством во время проверок не могла.
***
Второй конфликт у нас из разряда тех, что решились достаточно грамотно. Очень заботливая мама занималась со своим сыном от рождения – кубики Зайцева, развивающая гимнастика, путешествия… Мальчик рос умненьким и смышленым. Казалось бы, мама поступает абсолютно правильно, но, как это ни парадоксально звучит, в школе такой интеллектуал оказался на положении изгоя. Помимо интеллекта, он обладал очень живым непоседливым характером, и когда выяснилось, что познаниями он на голову выше всех одноклассников, ему сделалось скучно. Скуку свою он реализовывал следующим образом: тайно читал книжку, спрятанную под партой, так же играл в машинки и по мобильному телефону. Естественно, учительница была недовольна и постоянно делала ему замечания. Дошло до того, что она назвала его вандалом за то, что он, бегая, уронил стенд с детскими рисунками. Дети этого слова не знали, а он знал – и обиделся. Взял ранец и ушел домой. Дети же безоговорочно поверили учителю, что Митя хулиган и вандал. Они стали его дразнить.
На этом этапе к активным действиям перешла мама. Долгие разговоры с учителем ни к чему не привели, по крайней мере, мама так считала. А еще она знала, что в параллельном классе преподает учительница в возрасте, с большим опытом работы, и отправилась к ней. Поговорила, рассказала ситуацию и попросилась к той в класс. Учительница, назовем ее Анна Ивановна, была не против. После этого мама пошла на прием к директору школы и еще раз обрисовала ситуацию, уведомила директора, что она лично не предъявляет к учительнице сына никаких претензий, просто просит перевести его в класс к Анне Ивановне. «Никаких проблем», – сказала директор. И мальчика перевели.
Звучит удивительно, но учительница советской еще закалки, нашла к нему подход. Баловаться он стал меньше, потому что Анна Ивановна его постоянно загружала, оценки стали ровными и высокими, а на какие-то его выходки пожилая учительница смотрела сквозь пальцы – на своем веку она повидала и не таких хулиганов.
***
Родители бывают разными, равно как и педагоги. Несмотря на то, что вышеупомянутые мамы были примерно одного социального статуса и образования, достаточно умные и контактные женщины, из конфликтов, тем не менее, они выходили по-разному. Отсюда можно сделать вывод: настала пора выработать четкий механизм разрешения конфликтов между родителями и школой и донести его до родителей. Чтобы каждый родитель и каждый педагог знал, куда обращаться и на что можно рассчитывать в случае возникновения неприятной ситуации.
КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Татьяна Ивановна КОЗЛЯКОВА, директор лицея №10:
«То, как поведут себя в конфликте родители, зависит от их темперамента, от степени контакта, который они имеют с педагогом и администрацией школы. Конечно, если у родителей возник конфликт с учителем и не получается его разрешить, правильным было бы сначала обратиться к завучу или директору школы. Как правило, на этом уровне проблемы вполне решаемы и не требуют обращения в районо».
Ирина Рафкатовна ЕВГРАФОВА, детский организатор, гимназия «Универс» №1:
«Почему-то у нас до сих пор в случае конфликта принято запугивать учителей. Родители по какой-то, оставшейся еще с советских времен привычке, сразу начинают угрожать, пытаясь таким образом разрешить конфликт. Однако надо помнить, что учителя в большинстве своем – вменяемые люди. Они могут ошибаться, но они готовы исправлять свои ошибки. Родители должны разговаривать с педагогами, и не только на родительских собраниях и по поводу оценок. Наладить контакт с учителем, вместе обсуждать с ним ситуацию и пытаться найти из нее выход – это способствует решению проблемы без привлечения каких-то третьих лиц. Ну, а если родитель решит, что учитель его не понимает, он всегда может обратиться к администрации – завучу, директору, или к психологу. На этом уровне обычно проблема решается. Ведь школа не заинтересована в том, чтобы конфликты выходили за ее стены, тем более, когда в этом и нет надобности».
Денис Валерьевич СОЛДАТОВ, юрист:
«Обращаться в милицию следует тогда, когда против ребенка было совершено преступление. Когда у него отобрали вещи или избили. Вообще, в случае серьезного инцидента, лучше всего обращаться в прокуратуру. Именно прокуратура следит за законностью исполнения процессов, в том числе и учебного процесса. Если же произошло простое недопонимание между родителями и администрацией школы, следует обращаться в органы управления образования – районные или городские. Вообще, все проблемы, по возможности, надо решать миром. Это сбережет вам время, нервы и деньги».
Елена НИКИТИНСКАЯ, Красноярск
Просмотров: 7788