ЯрФорум
Новости: Здравствуйте, дорогие друзья, уважаемые гости сайта! Мы рады, что вы заглянули к нам на огонёк. Наш форум в настоящее время - это "книга" о жизни нашего семейного объединения с 2006 по 2017 годы, здесь много ярких, животрепещущих страничек, здесь наши поиски и открытия, здесь запечатлён наш увлекательный и немного тернистый путь. С 2019 г. регистрация на форуме приостановлена, роль форума выполняют вайбер-чаты, которые, к сожалению, не почитаешь, как книгу, через годы. Но кое-какие странички из чатов перенесены на сайт yarmama.ru в раздел БЛОГИ. Желаем вам семейного тепла, уюта, вдохновения и дивных, незабываемых встреч! Продолжаем расти вместе! Пишите: yarmama24@yandex.ru
 
*
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь. 20 Апреля 2024, 01:45:26

Имя Пароль
Войти


Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: В начале было детство (педагогика Елены Макаровой)  (Прочитано 19908 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
ooxi
Растём вместе
*****

Благодарность 102
Offline Offline

Сообщений: 1394



« : 07 Февраля 2011, 11:50:51 »

В начале было детство (педагогика Елены Макаровой)

«Так уж устроен ребенок: все он познает в игре, через создание второй реальности — текста, рисунка, скульптуры. Он постоянно изобретает, фантазирует. Каждый ребенок — это отдельный мир, со своими правилами поведения, своим сводом законов. Помочь детям в обретении самих себя в мире и мира в себе — наша основная взрослая задача.»
(Е. Макарова «В начале было детство»)


Что такое творческие занятия с детьми?
Можно ли научить творчеству?
Нужно ли заставлять ребенка рисовать, если он не хочет?
И много других вопросов роилось у меня в голове.
Я вела творческие занятия  с детьми дошкольного возраста и видела: то, что предлагала официальная методика, не раскрывает ребенка, я загоняет в рамки, а у особо чувствительных детей взращивает ненависть к рисованию, комплексы.  Перед глазами был пример, собственный сын Миша. С 2,6 лет почти год ходил в местный Дом творчества, где УЧИЛИ рисовать, вот и возненавидел он это дело! Отказывался ходить, а я водила, все ждала от него стандартного набора нарисованных предметов. Долго не рисовал вообще.

Я чувствовала какой-то подвох. Но не знала, что делать. Собственные стереотипы и комплексы говорили: делай, как положено, а душа рвалась на свободу, хотелось просто дать детям краски и пусть малюют, что хотят!
В общем, зашла в тупик!

И тут случайно (нет ничего случайного в жизни)  набрела на сайт Даниловой, где советуют почитать книги Елены Макаровой. Кто это не знаю, но начинаю читать «Освободите слона»…..
И прозреваю!!!
Это был переворот в сознании!
Я по утрам просыпалась на час раньше, бежала к компьютеру, читала Лену, заряжалась ее мыслями и чувствами и спешила на работу, к детям. Мне стало свободнее и проще с ними. Я нашла то, что требовала моя душа. Стала избавляться от навязанных стереотипов, мертвечины в преподавании, я поняла, что есть одна методика, один прием – ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ!


Книги можно читать, можно бесплатно скачивать тут.
http://www.danilova.ru/storage/book_makar01.htm
Мне искренне хочется, чтобы родители были внимательны к своим детям.
Эти книги помогут понять себя и своего ребенка.


Деятельность Елены  Макаровой, как педагога, связана с системой школы Баухауза (1919—1933). Своими учителями она считает Фридл Дикер-Брандейс, Эдит Крамер, Иоханнеса Иттена, Василия Кандинского, Пауля Клее. Особое внимание она уделила изучению жизни и творчества одной из выпускниц Баухауза, художницы Фридл Дикер-Брандейс.

Фридл Диккер – австрийская художница арт-терапевт и невероятно креативный человек, преподавала детям изобразительное и прикладное искусство в концлагере. Судя по рисункам, в её студии дети забывали о голоде и колючей проволоке. Вместе с ребятами Фридл ставила спектакли, учила их шить костюмы и строить декорации.

По словам Эдит Крамер, ученицы Фридл и известного арт-терапевта, художнице велели чинить одежду заключенных, а она "вышивала на драном белье фантастические узоры".

А это слова Фридл Дикер: «Занятия искусством не призваны сделать всех художниками. Их задача — освободить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности к наблюдению и оценке действительности».

"Тем, что мы предписываем детям путь... мы отлучаем детей от их собственного творческого опыта. Ребенок податлив и доверчив. Он жадно вбирает в себя указания взрослого. И верит, что благодаря средствам, полученным в готовом виде, сможет преуспеть быстрей, чем другие, выиграть в соревновании, навязанном ему извне. Таким образом ребенок отторгается от собственных задач. На этом пути он сперва теряет личные средства выражения, адекватные жизненному опыту, а затем и сам этот опыт... Слишком раннее усвоение готовых форм ведет к закрепощению личности" - писала Фридл.


О Елене Макаровой можно прочитать тут:
http://www.makarovainit.com/lena.htm
http://www.mydetstvo.com/elena-makarova-lessons/elena-makarova.html


Приведу здесь несколько высказываний Елены Макаровой:


 «Ребенок тычет грифелем в белый лист, ставит точку, закорючку, замыкает линии в кружки или овалы. Спроси его, что это, и он расскажет целые истории. «Говорит-то он хорошо, а рисовать не умеет, – сокрушаются родители, – пора за это взяться. Это домик с трубой, – вот большой квадрат, в нем окошки, два маленьких квадратика, а сверху треугольник». Современный городской ребенок не видит таких домов, но рисовать их легко и приятно. Так зарождаются стереотипы, от которых трудно избавиться. В тех первых, непонятых взрослыми рисунках, дети с помощью каляк-маляк создавали свою знаковую систему. Мы вторглись в процесс, не зная азбуки детского изобразительного языка. У каждого ребенка свои каляки-маляки, свой набор элементов, построение композиции и пр… Дети постигают устройство мира с помощью символов. Мы же спешим научить их поверхностному изображению реальных предметов, уводим их от собственных задач и, в результате, не даем им прожить важнейшую фазу детства.»


«Родители хотят научить детей, тогда как им самим есть чему у детей поучиться.
В этом проблема. У взрослых есть застывшие представления, которые с появлением ребенка начинают вызывать сомнение. Но сомневаться некогда, а думать, как мы знаем, вредно, поэтому родители пытаются, с одной стороны, привить ребенку свои собственные навыки, от которых они тоже сначала страдали, а потом смирились. По мне, лучше не мешать, если не знаешь, чем помочь. Во всяком случае, лет до пяти бездумное вмешательство в личную жизнь ребенка, в его процесс постижения мира своим особым способом, может породить в ребенке неуверенность, агрессию и подавить те способности, которые ему хотелось бы проявить»


«Творчество — такая же врожденная потребность, как еда и сон. Рисуя, дети избавляются оттого, что их мучает, пугает: навязчивых состояний, страха смерти и темноты, страха потерять любимую маму или любимого отца. Все эти страхи присутствуют в жизни самых нормальных детей. Когда мы говорим им, что темнота не страшна и смерть не страшна, мы их обманываем. Мы с головой окунаем их в одиночество, из которого они пытаются выбраться, поверяя листу бумаги свои тревоги. Даже в лагерях истребления дети рисовали — они обращались к карандашу и бумаге как к своим спасителям. Цветы, стол с едой, гора, по которой когда-то съезжали на санках, калитка в сад — дети не рисовали почти ничего сказочного потому, что мир, откуда их изгнали, стал для них сказкой. Сказки помогают неуверенным стать увереннее — вот мальчик с пальчик, такой крошка, а вышел на сражение с большим и страшным миром!»


 Книги Елены Макаровой стали для меня отправной точкой, в дальнейшем мне посчастливилось учиться у нее на он-лайн семинарах. Это большая отдельная история, которая длится по сей день..

Продолжу позже…


Записан
Marie-Noel
Участник
***

Благодарность 3
Offline Offline

Сообщений: 28


« Ответ #1 : 07 Февраля 2011, 21:12:14 »

Оксана, очень ценно, что ты подняла эту тему, что ты заговорила о Елене Макаровой, которую в Красноярске практически не знают, в том числе и педагоги. Чуть позже я напишу о своих ощущениях от встречи с этим человеком и его книгами и выложу свою статью о ней в этой теме.
Записан
Kelena
Растём вместе
*****

Благодарность 90
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 1042



« Ответ #2 : 07 Февраля 2011, 23:38:36 »

После прочитанного понимаю, что тоже мыслю стериотипами((. Обязательно прочитаю книгу Макаровой. Спасибо за ценный опыт.
Записан


Благо Дарю:-)
ooxi
Растём вместе
*****

Благодарность 102
Offline Offline

Сообщений: 1394



« Ответ #3 : 08 Февраля 2011, 13:52:51 »

Маша, пиши.
Kelena, пожалуйста! Да на самом деле все мы так мыслим, только кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. Интересно было бы услышать ваше впечатление после прочтения книги.
Записан
belkajena
Основной участник
****

Благодарность 30
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 327



« Ответ #4 : 08 Февраля 2011, 14:41:15 »

ooxi
Спасибо за информацию, буду читать. Зацепило меня собственно "...Деятельность Елены  Макаровой, как педагога, связана с системой школы Баухауза (1919—1933)..." Баухаус меня всегда интересовал - основатель Гропиус, потом Мис ван дер Роэ - архитекторы, продвинутые в свое время были, основали много чего в архитектуре Улыбка в той же компании Ле Корьбюзье  Улыбка
« Последнее редактирование: 08 Февраля 2011, 14:42:48 от belkajena » Записан

Marie-Noel
Участник
***

Благодарность 3
Offline Offline

Сообщений: 28


« Ответ #5 : 08 Февраля 2011, 18:58:13 »

    Мое знакомство с Еленой Макаровой началось с книги "Освободите слона". Потом было "Лето на крыше", чуть позже "В начале было детство", "Цаца заморская", "Как вылепить отфыркивание"... Сейчас читаю одну из книг четырехтомника Крепость над бездной, посвященную детям Терезина.

     А потом был семинар. Он-лайн. Первой реакцией было: нет, это не для меня, что может дать семинар в виртуальном пространстве? Смеющийся

    Но я попробовала. И не пожалела.

    Он подарил чувство внутренней свободы и любовь к тому, что я делаю. Если раньше я слишком часто была недовольна собой, то сейчас я знаю, что многое могу сделать, многое могу преодолеть и главное - получать от этого удовольствие.

    Мне очень дороги те работы, которые я сделала за эти почти четыре месяца. Даже те, что получились довольно неуклюжими. Каждая из них - маленькая ступенька на пути переосмысления и осознания.

    Мне кажется, те задания, которые составляли эти шесть уроков, были волшебным сказочным клубком, который не спеша катился по тропинке и вел каждого туда, куда должен был вывести.

    Моя тропинка петляла среди высоких деревьев, пересекала изумрудные лужайки, где легкий ветерок обдавал запахами лесного разнотравья и в конце концов вышла на берег бескрайнего океана, над которым простиралось таинственное звездное небо...

    И как в "Маленьком принце" Экзюпери:

    "Звёзды принадлежат всем людям.Но всяк смотрит на них по-своему. Страннику звёзды укажут путь. Для других они - всего лишь крошечные огоньки на небе. Для третьих,ученых,звёзды - это задачки,которые надобно решить… Но для всех этих людей звёзды безмолвны. И только у тебя одного будут звёзды,каких ни у кого нет… На одной из звёзд буду жить я. Там будет мой смех. И когда ты посмотришь на ночное небо, тебе покажется,что смеются все звёзды. У тебя одного будут звёзды, которые умеют смеяться! А когда твоя печаль уйдет (ведь время изгоняет все печали), ты будешь радоваться тому,что знал меня. Ты навсегда останешься мне другом. И захочешь смеяться вместе со мной. Ты распахнёшь окно,и тебе будет весело и приятно… И все твои приятели изумятся,когда увидят,как ты глядишь на ночное небо и смеешься! А ты скажешь им:"Ну и что?По-моему,звёзды такие смешные!" И они подумают,что ты сошел с ума…И весь мир уже не будет таким,как до меня…"

    А самое-то главное, прожив, именно ПРОЖИВ, семинар, вновь почувствовав себя ребенком, я стала по-иному смотреть на занятия с детьми. Со своими и в школе, где я веду литературную студию. Я поднялась на несколько ступенек и увидела другие горизонты и потихонечку начала разбирать плотный забор стереотипов. И пусть мы сейчас отклонились от изначальной программы студии, но в глазах детей теперь горит огонек свободы.

   
Записан
ooxi
Растём вместе
*****

Благодарность 102
Offline Offline

Сообщений: 1394



« Ответ #6 : 02 Марта 2011, 01:57:18 »

Выкладываю обещанную ссылку на статью Елены Макаровой, где она поэтапно разбирает детсадовское занятие.


Почти в каждом ребенке есть зародыш конформиста: он легко и с радостью пойдет проторенным путем. Поставь его на накатанную лыжню — и ему больше никогда не захочется торить дорогу в заснеженном лесу.

Именно это мы и делаем в сегодняшней педагогике. Нам не нужны первопроходцы.

Н. П. Сакулина и Т. С. Комарова («Сенсорное воспитание в детском саду», издательство «Просвещение», 1981, тираж 200000) знают, как нужно и должно рисовать эпизод из сказки «Три медведя». Учитесь, воспитатели детских садов! Пересказываю близко к тексту.

Программное содержание. Используя полученные умения (разрядка и комментарии мои. — Е. М.), полно и красочно изображать эпизод сказки «Девочка убегает от медведей, а они ее догоняют», развивать творческое воображение, фантазию; осуществлять правильное построение рисунка. Попробуйте, читатель, осуществите «правильное построение рисунка»! Этим искусством овладевают студенты художественных вузов не один се-местр. Но детки обязаны осуществлять правильное построение рисунка, соразмерять фигуры между собой (это как? По детской логике, величина персонажа определяется его значимостью, но здесь детсадовцам предлагается иной метод), а кроме того, изображать персонажей сказки в движении: девочка бежит, Мишутка ее догоняет; медведи (меж тем) удивляются, возмущаются тем, что девочка пришла к ним в дом. (Интересно, пробовали ли сами авторы пособия изобразить удивление и возмущение медведей?! Ничего, справься, раз велят!)

http://1001.ru/books/makarova/issue52/
 
Записан
Наталья Тимофеева
Растём вместе
*****

Благодарность 263
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 6952



WWW
« Ответ #7 : 04 Марта 2012, 00:03:54 »

Читаю Макарову, "освобождаю слона". Наконец-то, дорвалась что называется  Смеющийся
Очень люблю книги по педагогике, написанные как дневник!
Оксана, спасибо!!!
Записан

У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего,
оно не помнит прошедшего, не думает о будущем,
у него есть настоящее - и то не день, а мгновение!
                                                            И.С. Тургенев
ooxi
Растём вместе
*****

Благодарность 102
Offline Offline

Сообщений: 1394



« Ответ #8 : 06 Марта 2012, 22:06:51 »

Наташа, если тебе понравятся два тома, могу третий привезти.
Записан
MamАлина
Почётный участник!
*****

Благодарность 82
Offline Offline

Сообщений: 2273



« Ответ #9 : 07 Марта 2012, 01:24:25 »

эх, я бы тоже почитала, но  только бумажный вариант, не люблю в электронном виде читать.  :Улыбка
Записан
Наталья Тимофеева
Растём вместе
*****

Благодарность 263
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 6952



WWW
« Ответ #10 : 08 Марта 2012, 13:42:39 »

Алина, я заказала книжки Макаровой, как раз думаю, кому бы подарить  Подмигивающий
Оксана паодарила мне, я подарю тебе 
Записан

У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего,
оно не помнит прошедшего, не думает о будущем,
у него есть настоящее - и то не день, а мгновение!
                                                            И.С. Тургенев
ooxi
Растём вместе
*****

Благодарность 102
Offline Offline

Сообщений: 1394



« Ответ #11 : 17 Марта 2013, 22:56:16 »

k
Записан
ПростоОля
Участник форума
****

Благодарность 12
Offline Offline

Сообщений: 124


« Ответ #12 : 07 Октября 2016, 00:08:24 »

Оксана, прочитала сообщения в теме и немного про Елену Макарову. И понимаю, что это-мое))) Хочу почитать книги.

Если у кого то есть книги в печатном издании, дайте почитать. пожалуйста)))
Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.19 | SMF © 2006, Simple Machines



Dilber MC Theme by HarzeM